Не удаваясь в глубокий анализ причин прекращения, рассмотрим порядок прекращения предпринимательской деятельности субъекта предпринимательства.
Первым шагом на пути прекращения есть внесения государственным регистратором в ЭГР записи о решении физического лица — предпринимателя относительно прекращения им предпринимательской деятельности.
Для этого государственному регистратору необходимо подать, или прислать заказным письмом с описанием вложения, заявление о прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем, и документ, который подтверждает внесение платы за публикацию сообщения о принятии физическим лицом — предпринимателем решения относительно прекращения предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что заявление должно быть изложено государственным языком, а подтверждением внесения платы за публикацию есть копия квитанции, выданная банком, или копия платежного поручения с отметкой банка, также при подаче документов лично, необходимо иметь при сибе паспорт.
В случае когда государственный регистратор не найдет оснований для оставления документов, которые пданы для внесения в Единый государственный реестр записи о решении физического лица — предпринимателя относительно прекращения им предпринимательской деятельности, без рассмотрения, он обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления этих документов внести в Единый государственный реестр запись о решении относительно прекращения им предпринимательской деятельности и в тот же день передать органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сообщения о внесении такой записи.
На следующий день, после внесения к ЭГР решеня о прекращении, можно начинать процедуру снятия с учета в органах ГНИ, ПФУ, фондах соцстраха.
Для снятия с учета в ГНИ необходимо в 3-дневной срок от даты внесения в Единый государственный реестр ведомостей о решении физическго лица — предпринимателя относительно прекращения им предпринимательской деятельности подать в орган государственной налоговой службы, в котором налогоплательщик находится на учете, такие документы –
- заявление о прекращении налогоплательщика за ф. N 8-ОПП;
- оригиналы документов, которые выдаются органами государственной налоговой службы налогоплательщику (свидетельства, патенты, справки по форме N 4-ОПП, другие справки и т.п.) и подлежат возвращению в орган государственной налоговой службы, а также заверенные органом государственной налоговой службы копии этих документов, если такие выдавались и подлежат возвращению в орган государственной налоговой службы.
После получения заявления по форме № 8-ОПП и в других случаях, предусмотренных нормативными актами, органом государственной налоговой службы принимается решение о проведении внеплановой выездной проверки налогоплательщика, который находится на учете в таком органе. Назначается проверка, которую соответствующие подразделы начинают на протяжении месяца после получения заявления или других документов. Результатом проведенной проверки органами ГНИ может быть сообщения о налоговых обязательствах и неуплаченных налогах по форме N 10-ОПП, или, в случае отсутствия долга справка об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам) по форме N 22-ОПП. Указанная справка выдается лишь в случае наличия в органах ГНИ сообщений от финансовых учреждений о закрытии всех счетов физического лица - предпринимателя.
Внимание, нужно помнить, что согласно п.8.3.5 приказа ГНА Украины «Об утверждении Порядка учета налогоплательщиков, сборов (обязательных платежей)», справки по форме N 22-ОПП являются действительными на протяжении двух месяцев со дня их регистрации в органе государственной налоговой службы.
После завершения срока действия справки по форме N 22-ОПП повторная справка выдается органом государственной налоговой службы в продолжение месяца со дня получения обращения налогоплательщика о замене справки в таком самом порядке, как и предыдущая справка. В случае обращения налогоплательщика относительно выдачи повторной справки по решению руководителя органа государственной налоговой службы может быть назначена внеплановая проверка за период, который прошел от даты истечения предыдущей проверки.
Дата снятия с учета в органах ГНИ отвечает дате закрытия последней карточки лицевых счетов налогоплательщика или дате получения сообщения государственного регистратора о проведении государственной регистрации прекращения налогоплательщика в случае, если на момент получения такого сообщения были закрытые все карточки лицевых счетов такого плательщика налогов. (п. 8.4 приказа ГНА Украины «Об утверждении Порядка учета налогоплательщиков, сборов (обязательных платежей)».
Порядок снятия с учета физический лица - предпринимателя в органах пенсионного фонда Украины (ПФУ).
В случае получения от государственного регистратора сообщения о внесении в Единый государственный реестр записи о решении физического лица — предпринимателя относительно прекращения им предпринимательской деятельности, орган Пенсионного фонда Украины в 10-дневной срок проводит документальную проверку плательщиков, которые имеют нанимаемых работников, относительно правильности исчисления и уплаты страховых взносов. На основе акта проверки плательщик рассчитывается с органом Пенсионного фонда Украины.
Физическиее лица — предприниматели, которые не имеют нанимаемых работников, подают в орган Пенсионного фонда Украины расчет сумм страховых взносов за период работы в отчетном годе и копию акта проверки органа государственной налоговой инспекции и осуществляют расчеты с Пенсионным фондом Украины.
После проведения указанных выше проверок страхователя, сверки расчетов с ним и проведении окончательного расчета орган Пенсионного фонда Украины выдает физическому лицу — предпринимателю или уполномоченному им лицу справку об отсутствии задолженности.
После получения от государственного регистратора ведомостей из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации прекращения физического лица — предпринимателя органы Пенсионного фонда Украины снимают с учета плательщика, и присылают ему по почте с уведомлением о вручении сообщение о снятии с учета физического лица – предпринимателя.
Если физическое лицо - предприниматель не использовал нанимаемую работу, то необходимо получить от фондов соцстраха справку о том, что он не находился на учете.
В случае использования наемной работы необходимо получить справку об отсутствии задолженности. Такая справка выдается после проведения проверки и окончательного расчета с фондами.
Физическое лицо - предприниматель снимается с учета в органах фондов соцстраха после получения последними ведомостей от государственного регистратора о проведении государственной регистрации прекращения физического лица - предпринимателя.
Для проведения государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем, физическое лицо — предприниматель или уполномоченное им лицо, после истечения двух месяцев с даты публикации обявления, подает государственному регистратору лично (присылает заказным письмом с описанием вложения) или через уполномоченное лицо такие документы:
заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем по его решению;
- свидетельство о государственной регистрации физического лица — предпринимателя;
- справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);
- справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;
- справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности или о том, что он не находился на учете.
При отсутствии оснований для оставления документов без рассмотрения государственный регистратор должен, на протяжении двух дней, внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.
Дата внесения в Единый государственный реестр записи о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем является датой государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем.
Государственный регистратор не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем должен выдать или прислать заявителю копию свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя со специальной отметкой о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем.
На остаток следует отметить, что в случае ликвидации субъектов предпринимательской деятельности предприниматели обязаны сдать печати и штампы (если такие есть) для уничтожения в органы внутренних дел.