Общим правилом, участники хозяйственных отношений, которые нарушили права или законные интересы других субъектов, обязаны обновить их, не ожидая предъявления им претензии или обращения к суду. К сожалению, правило не всегда выполняется субъектами ведения хозяйства, в результате чего возникает необходимость предъявления к нарушителю претензии или обращения к суду за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.
Совокупность мероприятий, которые подлежат осуществлению предприятиями и организациями, права которых нарушены, для непосредственного решения споров, которые возникли с предприятиями и организациями, которые нарушили имущественные права и интересы, к обращению с иском в суд, в хозяйственном праве получили название "досудебное урегулирование хозяйственных споров".
Досудебное урегулирование хозяйственных споров имеет как позитивные, так и негативные черты.
Позитивные черты заключаются в следующем:
- во-первых, досудебное урегулирование призвано обеспечить как можно более быстрое возобновление нарушенных прав субъектов ведения хозяйства;
- во-вторых, оно способствует выявлению и устранению причин и условий возникновения хозяйственных правонарушений;
- в-третьих, досудебное урегулирование способствует организации и повышению уровня заключения и выполнения хозяйственных договоров.
Однако, досудебное урегулирование хозяйственных споров имеет и негативные последствия. В частности, предъявление претензии предприятию-правонарушителю служит своеобразным предупреждением о возможном обращении к суду и привлечению к ответственности. Получив такое предупреждение, часть правонарушителей скрывает имущество, денежные средства, пытаясь избежать ответственности или прекращает свою хозяйственную деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 5 ХПК Украины порядок досудебного урегулирования споров определяется указанным Кодексом, если другой порядок не установлен действующим на территории Украины законодательством, которое регулирует конкретный вид хозяйственных отношений.
Согласно части 5 статьи 5 ХПК Украины порядок досудебного урегулирования хозяйственных споров не распространяется на следующие споры:
1) о признаниях, договоров, недействительными;
2) о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, которые не отвечают законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы предприятий и организаций;
3) о взыскании задолженности за опротестованными векселями;
4) о взыскании штрафов Национальным банком Украины из банков и других финансово-кредитных учреждений;
5) об обращении взыскания на заставленное имущество.
Обязательное досудебное урегулирование споров, которое исключает возможность принятия искового заявления к рассмотрению и осуществлению по ней правосудия, нарушает право личности на судебную защиту. Возможность использования субъектами правоотношений досудебного урегулирования споров может быть дополнительным средством правовой защиты, которое государство предоставляет участникам определенных правоотношений. Это не противоречит принципу осуществления правосудия исключительно судом. Исходя из необходимости повышения уровня правовой защиты государство может стимулировать решение правовых споров в пределах досудебных процедур. Их использование является правом, а не обязанностью лица, которое нуждается в такой защите.
Право на судебную защиту не лишает субъектов правоотношений возможности досудебного урегулирования споров. Это может быть предусмотрено гражданско-правовым договором, когда субъекты правоотношений добровольно избирают средство защиты их прав. Досудебное урегулирование спора может иметь место также за волеизъявлением каждого из участников правоотношений и при отсутствии в договоре предостережения относительно такого урегулирования спора.
Обращение к суду и участие в решении хозяйственных споров
Предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности, имеют право обращаться в хозяйственный суд согласно установленной подведомственности хозяйственных дел за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов, а также для принятия предусмотренных этим Кодексом мер, направленных на предотвращение правонарушения.
В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, в хозяйственный суд имеют право обращаться государственные и другие органы, физические лица, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности.
Соглашение об отказе от права на обращение к хозяйственному суду является недействительной.
Согласно ст. 2 ХПК Украины хозяйственный суд возбуждает дела за исковыми заявлениями:
- предприятий и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов;
- государственных и других органов, которые обращаются в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины;
- прокуроров, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства;
Хозяйственный суд возбуждает дела о банкротстве по письменному заявлению кого-либо из кредиторов, должника. Хозяйственный суд рассматривает дела об обжаловании решений третейских судов, о выдаче исполнительных документов на принудительное выполнение решений третейских судов, образованных в соответствии с Законом Украины "О третейских судах".
Согласно ст. 4-1 ХПК Украины хозяйственные суды решают хозяйственные споры в порядке искового производства, предусмотренным Хозяйствено-процессуальным кодексом Украины.
Хозяйственные суды рассматривают дела о банкротстве в порядке осуществления, предусмотренном этим Кодексом, с учетом особенностей, установленных Законом Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом".